Вот мы и добрались до Ленинградской области. После торжественного открытия филиала Школы выживания в Санкт-Петербурге, 8-9 ноября мы провели первый под северной столицей Начальный 2-дневный курс выживания.

Группа встречалась в районе поселка Лейпясуо, откуда по старой финской дороге, погрузившейся в болото, мы направились на запад. Выпал небольшой снег, а температура опустилась аж до -3.

Первым испытанием было передвижение по болту.

Read more...Collapse )

1-го ноября провели семинар, посвященный открытию филиала Школы выживания Волчица в Санкт-Петербурге и проведению курсов выживания в Ленинградской области. Точнее сказать, речь шла скорее о выживании в дикой природе и наших экспедициях по всему миру, нежели об официальном заявлении о нашем появлении в северной столице.

Докладываю

За три часа я успел рассказать о нашей философии – учим выживать в дикой природе, в разных климатических поясах и стараемся не увлекаться моментами пост-апокалиптического спасения.

Теория выживания в природе складывается из четырех факторов: 1. Тепло-укрытие, 2. Вода-еда, 3. Экипировка, 4. Поиск спасения.

На начальных курсах мы учим двум основным момента. Первое -  это способы возведения укрытия, позволяющие в зависимости от времени года либо обогреваться, либо сохранять прохладу. В зависимости от этого осваиваем способы добычи огня и поддержания костра. Второе – поиск пресной воды и пищи.

О разведении огня

Приоритеты также расставляются в зависимости от времени года, региона нахождения. К примеру, вопрос с водой в пустыне встанет гораздо раньше, чем проблема с пищей. А в зимнем лесу первым делом придется позаботиться об укрытии и костре, нежели о воде, которую в замерзшем виде можно найти у себя под ногами.

Экипировка – это не только специальное оборудование, но и багаж знаний о выживании, применить которые можно в экстремальной ситуации. Чем больше этот багаж, тем меньше вам нужно рабочего инструмента. Именно поэтому мы и учим на курсах выживания, как обходиться в природе вообще без инструментов (топора, пилы, спичек и т.д.).

О повалке деревьев

Поиск спасения – это основополагающая составляющая выживания в дикой природе. Именно желание спастись и выйти обратно в цивилизацию отличает человека, попавшего в беду на природе от того, кто преднамеренно отправляется в тайгу или пустыню, чтобы провести там часть своей жизни. Обычно в последнем случае человек, как бы уходя из цивилизации, забирает часть ее с собой. Он ведь не уходит из нее без одежды, ножа, другой, хоть и минимальной, но всё же экипировки.

Об огне и походах

От теории к практике. Это краткий рассказ о нашей заграничной деятельности. Экспедиция в Сахару, где мы учимся выживанию в пустыне и осваиваем такое транспортное средство как верблюд.

Поход по джунглям южной Мексики, где мы открываем основы сохранения жизни в тропическом лесу.

В северной Норвегии мы учимся управлять снежными санями, запряженными хасками, осваиваем охотничьи лыжи.

А в верховьях Амазонки в нашем распоряжении выдолбленные из единого куска дерева  каноэ, с которых мы учимся ловить кайманов и пираний.

А еще степи Монголии, хребты и перевалы Восточного Саяна, берега Байкала, сопки Сахалина и тайга Сибири.

Про экспедиции

По окончании рассказа почти столько же времени было отведено на вопросы гостей мероприятия, которых пришло более 200 человек.

Из ближайших мероприятий, планируемых школой выживания Волчица в районе Санкт-Петербурга, - это Начальный 2-дневный курс выживания в Ленинградской области, который состоится 10-11 ноября 2012 года, и наш новый курс «Вдали от Цивилизации», запланированный на 8-9 декабря в Торопецком районе Тверской области.

Думаю, и в плане лекций-семинаров по выживанию в Санкт-Петербурге, наша встреча не последняя. Следующие мероприятия будут посвящены не столько общей теории выживания в дикой природе, сколько отдельным региональным либо практическим моментам сохранения жизни человека в экстремальной ситуации.

О медведях и людях

Тверская область всегда казалась мне очень близкой к Москве, и, видимо, поэтому представлялось, что серьезных лесов там быть не может. Проблема стереотипов. А стереотипы нужно разрушать.

На выходные отправились в поездку в Торопецкий район на экостанцию, где занимаются адаптацией медвежат-сирот. Попадают они туда от охотников, в основном зимой, когда медведицу берут на берлоге или она, спасая свою жизнь, оставляет медвежат.

старый тракт Петербург-Москва

С января, когда медвежата еще слепые и весят всего 400 грамм, до ноября, когда они набирают уже килограмм 50, их кормежкой и воспитанием занимаются сотрудники станции. Их главная задача, чтобы медвежата не привыкали к людям. Ведь поздней осенью их выпускают на волю, где они не должны воспринимать человека как друга.

Дорога до экостанции от Торопца – отдельная история. 60 километров по старинному тракту из Москвы в Петербург, где от асфальта остались только воспоминания, а кое-где проступает брусчатка, выложенная еще немцами, запомнились нам надолго.

Брусничник в снежном одеянии

Но они того стоили. Настоящая южная тайга. Самый центр Валдайской возвышенности. Большинство деревень в этом краю было заброшены еще в 50-60-ее года прошлого столетия. Все поля и пашни уже покрыты лесами.

Особый антураж придавал первый в этом году снег, покрывший всю округу.

Первый снег

И снег, и дорога, и безлюдность создавали полное ощущение оторванности от цивилизации. Мысли в стиле: как будет выглядеть мир, когда в нем вымрут почти все люди.

Люди в округе, правда, есть. Только это не крестьяне, а научные сотрудники, выпускники МГУ, решившие перебраться в эту глушь подальше от столичной суеты.

Экостанция

Сочетание границ южной и северной тайги, человеческих знаний, удобства и комфорта рубленого гостевого домика экостанции родили идею сделать здесь совместную программу, в которой людям можно рассказывать о русском лесе, о его обитателях, обучать их выживанию в нем, но при этом отойти от экстрима нашей Школы выживания. То есть ночевать все-таки не на улице, а под крышей. Думаю, зимой для многих это звучит особенно заманчиво.

В домике

И самое главное – очень мало людей вообще представляет себе, что такое лес, как единый организм. Чем он живет, как растет, от чего зависит. А без этих знаний выжить в тайге не возможно. Как можно сохранить свою жизнь в месте, законы которого тебе неизвестны?

Oct. 24th, 2012

Вспомнил о своих первых впечатлениях о джунглях. На Юкатане мы первый раз решили заночевать в тропическом лесу в палатке, дабы рано утром попасть на археологический памятник Бекан.

До этого было путешествие по Кубе, джунгли, горы и т.д, но ночевать «на природе» там не приходилось.

иду в лес

Сойдя с дорожки в густую растительность, первые минут пять-десять мы двигались, как по минному полю. Каждый шаг я простукивал, прощупывал. Всё ожидал, когда же на меня начнут сыпаться змеи.

Даже поставив палатку и как-то поверив, что ползучих гадов рядом нет, всю ночь не удавалось уснуть. Чудилось, что вот-вот на палатку наброситься ягуар. Но и тот не оказал нам чести.

Потом было еще несколько подобных ночевок. Утро начиналось с приоткрытия маленькой щелочки в палатке и внимательным обозрением окружающей действительности. Опять никто не пришёл…

Когда мы добрались до Калакмуля, то уже не задумываясь лазали по пирамидам, пробираясь через заросли и лианы. К этому моменту пришло понимание того, что в сухой сезон (а на дворе был именно сезон без дождей) большинство змей и иже с ними спят по норам.

Храм майя в Бекане

На самом деле, тут было важным поймать именно ту самую грань, отделяющую излишнюю самоуверенность от знаний. Знание того, что именно здесь и именно в это время тебя никто не съест, и ложной уверенности в том, что с тобой-то уж точно ничего не может случиться.

В сухой сезон в тропиках можно ходить и так

Забегу вперед. Через год на лодке-долбленке ночью мы шли по одному из притоков Амазонки в Перу. До ближайшей деревни было три дня пути, а мы выискивали кайманов и анаконд. Просто, за это время накопленный багаж знаний о тропиках держал меня на плаву даже лучше, чем каноэ, в которое то и дело через край заливалась вода.

В пятницу вечером вернулся с курса выживания в Калининградской области. Пожалуй, это был самый необычный курс в моей практике.

Первоначально в группе должно было быть 5 человек, но непосредственно до участия добралось лишь трое.

Калининградская область довольно небольшая, и крупных лесных массивов здесь нет. На проведении курса же в этом регионе настаивали заказчики.

Для начала мы отправились в район поселка Матросово, что на севере области. Но… Проводить курс здесь было бессмысленно. Не смотря на 15-километровое побережье Куршского залива, вдоль которого тянется осиново-ольховый лес, войти в него было очень проблематично. После двух недель дождей реки и каналы разлились, и везде в лесу стояла вода по колено. Именно везде. Поляны для лагеря было не найти. Разве что на деревьях ночевать и костер разводить.

Пришлось перебираться южнее. 18 км по трассе пешком и ближе к полуночи появились дубы и ели, появилась сухая земля.

Строим укрытие

К концу второго дня начался дождь, шедший до утра. Несколько часов построенное укрытие из лапника еще выдерживало водяной натиск, но в итоге к утру все мы вымокли до нитки. Спальники не составили исключения.

Сушим спальники после ночного дождя

На третий день мы должны были заниматься ориентированием, в том числе и самостоятельным изготовлением компаса. Прокладка азимутов, подсчет пар-шагов и самостоятельное составление карты местности.

На четвертый день, пользуясь близостью Калининграда, один из участников, вызвав по мобильному своего водителя, уехал, и лишь вечером, вернувшись, смог освоить способ добычи огня трением, передвижения по лесу с компасом из булавки и изготовления фильтра для очистки болотной воды.

На ориентировании

Надо отметить, что последние три дня после ночного затопления выдались солнечными, а температура 19-го октября поднялась аж до 18 градусов. Правда, в нашем ельнике это не сильно ощущалось. Ни дрова, ни даже лапник не просохли. Каждое разведение огня было настоящим испытанием. Мокрая береста, мокрый лапник, мокрые дрова. А поджигать все это нужно было огнивом. Спички или зажигалка сработали бы лучше, но в этом и заключается одно из отличий курса выживания от туристического похода.

на импровизированных носилках

В последний день, отработав навыки оказания первой помощи и ориентирования по навигатору, мы вышли на маршрут. Задача заключалась в том, чтобы пройти 2 километра через лес и выйти на отмеченную в навигаторе точку (предварительно снятую с топо карты). Однако вскоре уровень воды под ногами повысился, участились завалы. Стало очевидно, что продолжая передвигаться таким темпом, со скоростью 100-200 метров в час, мы бы вышли на трассу к ночи. Можно было бы сразу двигаться в сторону аэропорта.

Было принято решение поворачивать обратно, выйти на трассу и ждать все того же водителя, что забирал предыдущих участников двумя днями ранее.

Лесные тропы в Калининградской области

Как итог, тому, для кого было важным освоить азы выживания, курс дал ожидаемые результаты. В голове и в руках осталась память о строительстве укрытия своими руками, добычи огня трением, фильтрации воды, ориентирования, первой медицинской помощи.

А дальше только совершенствование знаний: курс выживания в зимнем лесу (а это без палатки, горелки и прочих радостей цивилизации), и курс Последний герой, где участнику придется за 5 дней пройти более 80 километров лишь с одним ножом. Дорогу осилит идущий.

CqA9OQ_fb7M

Вчера просматривал очередную серию Беара Гриллса. Я уже давно свыкся с мыслью, что это в первую очередь шоу, которое должно держать зрителя, и уже во вторую – рассказ о выживании.
Признаюсь, раньше мне его серии нравились. Но это до тех пор

, пока я не увидел сюжеты, посвященные климатическим зонам, где я был. И тут меня поразила некомпетентность и подтасовка фактов (их подстроенность, которая почти никогда не может встретиться в дикой природе).
Начну с той серии, которую смотрел вчера. Про Каньон Купера в Мексике. Красивые виды, много прыжков, лазания по скалам и т.п. Из выживания всего несколько моментов: 1. Как добыть огонь трением из юкки – здраво. 2 нитка с иголкой из агавы – старинный индейский прием. № и компас из иголки (проволоки) – прокол).
Во многих пособиях по выживанию говорится, что чтобы сделать компас, нужно потереть иголкой о волосы или одежду, иголка намагнитится, после чего нужно положить на воду и она укажет ось север-юг. Вопрос к физикам – чем отличается статическое напряжение, которое возникнет в иголке, магнитное в стрелке компаса.
Ради эксперимента изготовьте компас по методу, предложенному в пособиях и фильме, и сравните его показания с настоящим компасом. Я различия заметил лет 7 назад:)
У Гриллса очень хорошее шоу и очень хорошая физическая подготовка, а вот матчасть хромает.